По данным на 2024 год, они наняли около 5 тысяч сотрудников, что вдвое больше, чем в прошлом году. Среди наиболее активных работодателей можно выделить китайские Huawei, Alibaba и Tencent, но также активизировались европейские SAP, Delivery Hero и американские Meta (признана экстремистской и запрещена в России), Amazon, OpenAI.
В Министерстве цифрового развития знают о ситуации, но подчёркивают, что это единичные случаи и массового характера они не носят.
Иностранные компании вдвое увеличили количество нанятых российских IT-специалистов, сообщил директор консорциума «Базис» (объединяет 15 компаний-разработчиков программного обеспечения и электронного машиностроения) Арсений Брыкин. По его словам, в 2024 году в иностранные компании было трудоустроено несколько тысяч российских IT-специалистов.
«Теперь иностранные компании не только напрямую нанимают сотрудников в качестве фрилансеров. Часть найма происходит через договоры оказания услуг, когда коллективы российских инженеров фактически работают над задачами зарубежных вендоров, не меняя своей юрисдикции», — отметил Арсений Брыкин.
В прошлом году в иностранные компании было трудоустроено около 5 тысяч высококвалифицированных IT-специалистов, что вдвое больше, чем в 2023 году, подтвердил директор по развитию искусственного интеллекта и веб-технологий компании Artezio Сергей Матусевич.
Он также отметил, что особенно активны компании из Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Среди них доминируют китайские Huawei, Alibaba и Tencent.
Сергей Матусевич также сообщил о росте спроса на российские IT-кадры со стороны компаний из ОАЭ, особенно в сфере финансовых технологий. Также наблюдается рост со стороны индийских IT-аутсорсеров.
По словам Сергея Матусевича, сотрудников нанимают в иностранные юридические лица.
За прошлый год количество нанятых российских специалистов увеличилось с 1,5–2 тысяч человек в 2023 году до 3–5 тысяч, оценивает директор по развитию HRM-платформы K-Team (ГК «Корус Консалтинг») Антон Бобров. Среди лидеров по найму в европейские компании он выделяет компании SAP, Delivery Hero, Zalando.
«Не менее активны американские фирмы: Meta (признана экстремистской и запрещена в России), Amazon, OpenAI — они нанимают напрямую или через филиалы в Армении, Грузии, Сербии», — подчёркивает Антон Бобров.
Глобальные офисы Huawei, Alibaba, Tencent, Meta (признана экстремистской и запрещена в России), Amazon, OpenAI не ответили на запрос.
В Министерстве цифрового развития знают о ситуации, но подчёркивают, что это единичные случаи и массового характера они не носят. В целом по отрасли наблюдается устойчивый рост числа сотрудников, сообщили в министерстве.
Количество запросов от китайских компаний по поиску IT-специалистов в России за год увеличилось в четыре раза, сообщил председатель общероссийской общественной организации «Российско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей» Виталий Манкевич. Однако, по его оценке, удалось трудоустроить всего 200 человек.
«Стоит отметить, что их берут исключительно для решения задач ведения бизнеса в России и без переезда в Китай», — подчеркнул Виталий Манкевич. По его словам, в Китае и так высокая конкуренция среди IT-специалистов.
Рост спроса на российских специалистов Виталий Манкевич объясняет активностью китайских компаний в России.
«Нынешний тренд не будет долгосрочным, скорее всего, такой рост связан с низкой базой, и, набрав нужное количество, иностранные компании перестанут нанимать российских IT-специалистов», — считает он.
Активный поиск российских кадров происходит также из-за привлекательности зарплат в валюте, восстановления IT-рынка в Азии и англоязычных странах, говорит генеральный директор компании «ВижнСервис» Вера Краевская: «У многих российских компаний нет ресурсов соревноваться в зарплатах с зарубежными игроками».
«В условиях глобального дефицита IT-кадров российские специалисты остаются привлекательными — у них сильная математическая база, высокая способность решать сложные задачи с ограниченными ресурсами, и они по-прежнему дешевле западных коллег, особенно в долларовом эквиваленте», — отмечает Сергей Матусевич.
Он также подчёркивает проблему «качественной» утечки кадров: «Уходят в первую очередь специалисты экспертного уровня, архитекторы, руководители проектов, те, кто определяет направление технологического развития».